Опубликованное в "Колокольне" (№41)
интервью с доктором философских наук Ю.В.Олейниковым
, на мой взгляд, получилось в высшей степени
абстрактным. Особенно это бросается в глаза при сравнении достаточно
конкретных вопросов и ответов, настолько общих, что их можно
использовать и для любого (а не только завода БАСФ) производства, и
для любого же (а не только Павловского Посада) города. И, вроде, все
правильно, но почему же так размыто?
Чтобы критика была конструктивной, дерзну поспорить по некоторым моментам
этого интервью и дополнить его несколькими примерами. Надеюсь, что
абстрактность интервью с Ю.В.Олейниковым несколько уравновесится предлагаемыми
вашему вниманию заметками.
Итак, от абстрактно-философского - к конкретно-житейскому.
Для начала, позволю себе не согласиться с утверждением об
одинаковости
экологической обстановки во всех микрорайонах. Вряд ли жителям центра близки
проблемы, например, ленских (с их Экситоном, Алюминиевой компанией и
очистными), а городковцам (имеющим под боком в/ч с ее выбросами) - проблемы
филимоновцев (тот же Алюминий). И, конечно, все эти проблемы не актуальны
для жителей Южного (с их "шарами"). Сошлюсь и на проведенный в прошлом году
мониторинг состояния окружающей среды
, в результате которого были выявлены
различия экологической обстановки в различных микрорайонах.
Также не соглашусь с мнением Н.Паукова о том, что
экологическая экспертиза
по БАСФу проведена. О некой экспертизе мне известно. Но что это за экспертиза?
Чтобы было понятнее, представьте, что, например, отдел экологии администрации
выпустил документ под названием "Заключение экологической экспертизы". Как,
по-вашему, в этом случае, проведена экспертиза или нет?
Так и с БАСФом. Для него
необходима федеральная экспертиза
. Проведена же -
областная. Что равносильно не проведению экспертизы вообще. Я ошибаюсь? Или
фирма БАСФ нашла способ обойти это требование закона? Что ж, эта фирма
предпочитает отмалчиваться.
И, наконец, последний пункт разногласий.
О более строгом, по сравнению с нашим,
законодательстве ФРГ. Есть и другое мнение: "Кое в чем российские санитарные и
экологические нормы гораздо жестче германских".
Это мнение высказывалось немцами во время визита группы наших граждан на завод БАСФ в ФРГ
. Допускаю, что
правильно и то, и другое. Возможно, все дело - в давно известном высказывании
"строгость законов российских смягчается необязательностью их выполнения".
Завершив с разногласиями, проиллюстрирую некоторые утверждения уважаемого
доктора философии конкретными примерами.
Вне всякого сомнения, к вопросам экологической безопасности
надо подходить конкретно, необходимо знать уровень ПДК, вредных веществ, выделяемых в
процессе производства. И всю эту информацию обязаны представлять. И по
российскому, и, уверен, по немецкому законодательству. Не буду утомлять
рассказом о попытках что-либо узнать о планируемом заводе БАСФ. Скажу о
результате: "Жители города не обладают должной информацией о строительстве
производства автоэмалей".
Это признал Генеральный директор Представительства
БАСФ в Москве Х.-Э. Рольманн в мае прошлого года
. С тех пор практически
ничего не изменилось.
Из сравнения строгого германского законодательства и несовершенного нашего
Ю.В.Олейников предполагает, что на заводе в ФРГ могут быть совершенно другие
очистные сооружения. Сравнивать законодательства излишне, так как, действительно,
очистные сооружения в Мюнстере другие. Об этом сообщили участники вышеупомянутой
поездки в ФРГ: "Газовоздушная смесь направляется на сжигание в специальную
установку, из которой в атмосферу поступает лишь продукты сгорания - как из
котельной. На Павлово-Посадском заводе выбросы будут улавливаться фильтрами
из активированного угля" (
ППИ №26/2004
). Кстати, на мой взгляд, это основной
результат поездки: участники визита убедились в том, что завод в Мюнстере -
не идентичный планируемому у нас.
Также Ю.В.Олейников предполагает
использование у нас менее дорогостоящих
очистных сооружений и стремление хозяев завода к меньшим затратам и,
соответственно, к большей прибыли. Есть подтверждения и этим, вполне
очевидным, предположениям. Прежде всего,
газоочистное оборудование первоначально проектом вообще не предусматривалось
. Позднее руководство
БАСФа пообещало газоочистное оборудование запроектировать, но, как
выяснилось, не такое же, как в Мюнстере, а - попроще (подешевле).
Проведение экологической экспертизы ненадлежащего уровня также можно
объяснить стремлением сэкономить.
Не стоит забывать и о расходах на организацию общественного участия.
В развитых странах затраты на привлечение граждан к обсуждению проектов
доходят обычно до 25% стоимости затрат на проектно-изыскательские работы.
Но это - в развитых. У нас же, судя по результату, этих расходов не было
вообще.
Возможно, впрочем, что уровень экспертизы и отсутствие общественного
участия объясняются не материальным фактором, а чем-то другим. Например,
сомнениями в безвредности завода. Может быть, и так. Тем хуже.
М. Володин