Пресс-службе ООО "БАСФ-Восток". Для сведения.
В предыдущих публикациях ("Истоки", №
36,
39) были перечислены злободневные
вопросы, требующие прояснения пресс-службой ООО "БАСФ-Восток" (напомню, фирма
высказала намерение "внести ясность в ситуацию"
с лакокрасочным заводом
("Колокольня", № 35)). Эти вопросы возникли не из-за какой-то антипатии
именно к БАСФу. Их можно (и нужно) задавать любой фирме, вознамерившейся
открыть "новую страницу бизнеса" в нашем, да и любом другом, городе.
Но за время "знакомства" с этой фирмой возникли и другие вопросы. Уже
непосредственно к БАСФу. И это даже не вопросы, а впечатления от действий
(и бездействия) "мирового лидера в области лакокрасочных материалов".
Начну с вопроса, казалось бы, не имеющего отношения к рассматриваемой теме:
какие ассоциации вызывает у вас слово "немцы"? То есть, что первым приходит
на ум?
Согласитесь, сразу же вспоминаются "порядок", "педантичность", "законопослушность". Да
и просмотрите публикации хотя бы о лакокрасочном заводе. "…
Немцы приступили [к делу] со всем своим педантизмом и ответственностью" ("Колокольня", № 12 2004).
"
Здесь проявляется известный немецкий педантизм - никаких действий без
полученных на то разрешений" ("Колокольня", №35 2004). То есть там,
где немцы, там порядок, там торжество закона!
Это подтверждает и следующий диалог (
ППИ, №26 2004):
- Ну, а все-таки, если жизнь заставит снизить требования [к
производственному процессу]? - Нет, - решительно ответил г. Вальтц
[директор ООО "БАСФ-Восток"], - я скорее закрою завод, чем допущу
это.
Во как! Это не то, что вы, разгильдяи!
Что ж, может, так и будет. И, может быть, фирма БАСФ "с известной
немецкой педантичностью", действительно, внесет полную ясность в
ситуацию. И даже объяснит, почему она так сильно с этим задержалась.
Почему бы и нет?
Вот только всего этого уже недостаточно. Сейчас придется изменять
уже сложившееся негативное мнение о фирме БАСФ. Кстати, это не только
мое мнение. Еще на совещании 18 марта с. г. представитель
"Колокольни" А. Хмелевский высказался о
сложившемся негативном отношении общественности к проекту. Так что, думаю, пресс-службе
фирмы будет полезным, а читателям - небезынтересным, ознакомиться
с мнением, сложившимся о фирме за прошедший год.
1. Фирма БАСФ мнение местных жителей игнорирует.
"
Обращение", включающее, среди прочего, протест против лакокрасочного
завода, и подписанное пятью тысячами граждан, дважды направлялось в
Представительство БАСФ. Кроме этого,
вопрос "как фирма БАСФ учитывает мнение граждан?" задавался и ООО "БАСФ-Восток". Ни одного ответа не
получено.
2. Фирма БАСФ, зная о необходимости информирования граждан, тем не
менее, предпочитает информацию скрывать.
Инвестор обязан информировать общественность о своем проекте. Причем
обсуждения с общественностью должны быть проведены до начала
экологической экспертизы.
Экспертиза начата в конце апреля с. г. Однако в середине мая
Глава Представительства БАСФ г-н Рольманн в своем письме признает, что
"важной проблемой является тот факт, что жители города
не обладают
должной информацией [выделено мной - М.В.] о строительстве
производства автоэмалей".
3. ООО "БАСФ-Восток" ради своего "детища" пошла даже на предоставление
на экологическую экспертизу недостоверных данных.
Надеюсь, уже понятно, что БАСФ избегает обсуждений своего проекта с
гражданами. Но без этих обсуждений (точнее, без
материалов этих обсуждений) заключение экологической экспертизы может быть оспорено.
Выход только один - нужны хоть какие-то материалы обсуждений. И
такие материалы "появляются". И даже не просто "какие-то", а материалы
"
широкомасштабных обсуждений объекта экспертизы с гражданами".
Впрочем, выбор не велик, и "широкомасштабными обсуждениями" пришлось
назвать (а куда деваться?) -
совещание в районной администрации (18.03.04) и
пресс-конференцию по итогам поездки в Германию (22.06.04).
По обоим мероприятиям районной администрацией были изготовлены
"протоколы общественных слушаний".
Тем самым проблема "участия общественности в обсуждении проекта"
была решена. Видимо, иначе (без подлога) эту проблему решить было
невозможно.
Здесь возможен вопрос - а в чем вина ООО "БАСФ-Восток"? Если документы
о проведении этих мероприятий подложны, то это - целиком на совести
районной администрации. Ведь именно она проводила эти мероприятия, она
же и изготавливала протоколы. А немцы, скорее, пострадавшая сторона.
Отчасти, это справедливо. Действительно, если действия выборного органа
местного самоуправления идут вразрез с интересами населения, то причем
здесь немцы? Однако, лакокрасочный завод - это проект фирмы БАСФ. И
заказчиком экологической экспертизы является она же. Не буду утомлять
перечислением многочисленных обязанностей заказчика. Но по
рассматриваемому вопросу требования таковы:
"
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний с составлением
протокола. Протокол подписывается представителями органов местного
самоуправления, граждан, заказчика".
Смотрим протоколы (
совещания
и
пресс-конференции). Они подписаны только сотрудниками отдела экологии
районной администрации и заместителями главы района. Дополнительно,
впрочем, утверждены самим Главой района (видимо, чтобы уж всем
"поучаствовать").
Думаю, читателям все ясно. Уверен, что фирме ООО "БАСФ-Восток" все
ясно и без этих объяснений.
В заключение вспомним ключевую фразу первой публикации пресс-службы
ООО "БАСФ-Восток": "Здесь проявляется известный немецкий педантизм -
никаких действий без полученных на то разрешений". Не знаю, как с
другими "разрешениями", но с экологической экспертизой картина просто
неприглядна. Мало того, что
проведена экспертиза ненадлежащего уровня
(областного вместо федерального), но и представленные на нее документы,
вообще-то, и документами не являются. (Речь - только об общественном
участии. Возможно, остальная документация - на высочайшем, достойном
"мирового лидера", уровне.)
Так что же, мнение о "немецком педантизме" ошибочно? Не совсем. Одно
проявление этого педантизма не заметить невозможно: немецкая фирма
педантично не оставляет письменных документов (единственное исключение
- уже упоминавшийся ответ г-на Рольманна).
То есть - никаких ответов, никакой информации, никаких гарантий.
Строго. И - педантично.
М. А. Володин
PS. Автор не является профессионалом в описанных вопросах. Поэтому допускает, что все вышесказанное имеет свое достойное объяснение. Он, автор, хотел бы надеяться на это, и, в этом случае, заранее приносит свои извинения уважаемой фирме БАСФ.