Колокольня №20/2004
БУДЕМ САМОУПРАВЛЯТЬСЯ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ТОС?
Уважаемые читатели "Колокольни"! Предлагаю вам продолжить разговор о судьбе
самоуправления в современной России. В статье "Самоуправление или самоуправство?"
("Колокольня" №16 от 22.04.04) на примере принятия решения о строительстве
лакокрасочного завода фирмы BASF в районе Мишутино я попытался обозначить одну
из ключевых проблем современной России: отсутствие контроля гражданского общества
над органами власти всех уровней.
Задача состоит в том, чтобы власть, избранная народом на свободных выборах, не
отрывалась от избирателей и не превращалась в замкнутый правящий клан.
К сожалению, в действительности, как и прежде, отдельным гражданам все так же
противостоит Левиафан, имя которому - российская бюрократия. Этот, имеющий многовековую
историю, правящий класс изменился с советских времен: оброс собственностью, научился
манипулировать общественным мнением и фальсифицировать результаты выборов. В отличие
от советского времени, бюрократия стала более наглой и циничной, а в стремлении
защитить свои интересы, готовой буквально на все, она сращивается с организованной
преступностью.
Выборы в четвертую Государственную Думу РФ 7 декабря 2003 года показали тревожную
тенденцию: политическое усиление в парламенте класса бюрократии, с одной стороны и
националистических партий - с другой. На выборах в региональные парламенты и местные
советы вот уже ряд лет происходит одно и тоже: депутатами избираются всевозможные
местные начальники, руководители муниципальных учреждений. Я ничего не имею против
директоров школ, больниц, коммунальных предприятий, но убежден, что, во-первых -
это зависимые от администрации люди, во-вторых, они же не занимаются наполнением
местного бюджета. По-моему, хотя бы треть состава представительных органов власти
должны составлять предприниматели, т.е. люди, которые, уплачивая налоги, наполняют
бюджет. Другую треть регионального и местного депутатского корпуса, думаю, должны
составлять представители независимых СМИ, люди других творческих профессий. Их
взгляд на местные дела важен с точки зрения объективности. Оставшаяся часть, уверяю
вас, всегда с успехом будет заполнена муниципальными служащими, т.е. милыми
сердцу властей и "хорошо избираемыми" учителями, врачами, коммунальщиками.
Возникает вопрос: где взять людей подготовленных к депутатской деятельности? Вопрос
не простой с учетом того, что по новому закону РФ "06 о6щих принципах организации
местного самоуправления" в 2005 году в Павлово-Посадском районе, например, пройдут
выборы шести муниципалитетов, т.е. предстоит избрать шесть глав и около сотни депутатов.
На местных выборах, как правило, соревнуются не партийные идеи, а люди, которые показали
свою гражданскую активность и личные качества, свою общественную полезность.
Замечательной площадкой для подготовки кандидатов "от народа" могут стать ТОСы
(территориальное общественное самоуправление).
Закон Московской области "Об основах
территориального общественного самоуправления", принятый Московской областной
Думой 9 декабря 1998 года, определяет территориальное общественное самоуправление
как "деятельность, основанную на добровольной самоорганизации членов местного
сообщества по месту жительства на части территории муниципального образования
(микрорайон, квартал в городе, несколько деревень) для самостоятельного осуществления
собственных инициатив в вопросах местнoго значения". Закон определил круг вопросов,
которые могут относиться к компетенции ТОСов:
- защита прав и интересов членов сообщества в органах государственной власти и
местного самоуправления;
- организация акций милосердия и благотворительности;
- общественный контроль за использованием муниципальной собственности, расположенной
на территории ТОСа;
- содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
- общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания
прав потребителей;
- работа с детьми и подростками по месту жительства;
- общественный контроль за содержанием жилого фонда;
- внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам:
а) выделения земельных участков под скверы, гаражи, стоянки автомобильного транспорта;
б) создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания,
образования, здравоохранения, культуры;
- общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением
вопросов благоустройства;
- содействие органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;
- информирование членов территориального сообщества о решениях органов местного
самоуправления, принятых по предложению или при участии членов сообщества.
Завершая эту статью, хочу обратить внимание читателей на то, что, например, в
Павловском Посаде существуют исторически сложившиеся территориальные сообщества:
"Филимоново", "Ленская", "Павлово-Покровка (Париж)", "Семь ветров" и др. Жители
этих сообществ, да и более мелких, могут создать органы территориального самоуправления
и в отношениях с местной властью выступать не как единицы, голос которых, как
известно, "тоньше писка" (В. Маяковский), а как консолидированная гражданская сила.
Может быть после этого и депутаты местного Совета (после избрания) не станут
отрываться от народа. О юридических механизмах создания ТОСов мы поговорим в
следующий раз. Буду рад участвовать в конструктивном обсуждении затронутой темы
и благодарю за внимание, телефон для связи: 2-18-65.
Николай ЛЫХИН