Колокольня №20/2004

     БУДЕМ САМОУПРАВЛЯТЬСЯ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ТОС?

     Уважаемые читатели "Колокольни"! Предлагаю вам продолжить разговор о судьбе самоуправления в современной России. В статье "Самоуправление или самоуправство?" ("Колокольня" №16 от 22.04.04) на примере принятия решения о строительстве лакокрасочного завода фирмы BASF в районе Мишутино я попытался обозначить одну из ключевых проблем современной России: отсутствие контроля гражданского общества над органами власти всех уровней.

     Задача состоит в том, чтобы власть, избранная народом на свободных выборах, не отрывалась от избирателей и не превращалась в замкнутый правящий клан
.
К сожалению, в действительности, как и прежде, отдельным гражданам все так же противостоит Левиафан, имя которому - российская бюрократия. Этот, имеющий многовековую историю, правящий класс изменился с советских времен: оброс собственностью, научился манипулировать общественным мнением и фальсифицировать результаты выборов. В отличие от советского времени, бюрократия стала более наглой и циничной, а в стремлении защитить свои интересы, готовой буквально на все, она сращивается с организованной преступностью.
     Выборы в четвертую Государственную Думу РФ 7 декабря 2003 года показали тревожную тенденцию: политическое усиление в парламенте класса бюрократии, с одной стороны и националистических партий - с другой. На выборах в региональные парламенты и местные советы вот уже ряд лет происходит одно и тоже: депутатами избираются всевозможные местные начальники, руководители муниципальных учреждений. Я ничего не имею против директоров школ, больниц, коммунальных предприятий, но убежден, что, во-первых - это зависимые от администрации люди, во-вторых, они же не занимаются наполнением местного бюджета. По-моему, хотя бы треть состава представительных органов власти должны составлять предприниматели, т.е. люди, которые, уплачивая налоги, наполняют бюджет. Другую треть регионального и местного депутатского корпуса, думаю, должны составлять представители независимых СМИ, люди других творческих профессий. Их взгляд на местные дела важен с точки зрения объективности. Оставшаяся часть, уверяю вас, всегда с успехом будет заполнена муниципальными служащими, т.е. милыми сердцу властей и "хорошо избираемыми" учителями, врачами, коммунальщиками.
     Возникает вопрос: где взять людей подготовленных к депутатской деятельности? Вопрос не простой с учетом того, что по новому закону РФ "06 о6щих принципах организации местного самоуправления" в 2005 году в Павлово-Посадском районе, например, пройдут выборы шести муниципалитетов, т.е. предстоит избрать шесть глав и около сотни депутатов. На местных выборах, как правило, соревнуются не партийные идеи, а люди, которые показали свою гражданскую активность и личные качества, свою общественную полезность.
     Замечательной площадкой для подготовки кандидатов "от народа" могут стать ТОСы (территориальное общественное самоуправление). Закон Московской области "Об основах территориального общественного самоуправления", принятый Московской областной Думой 9 декабря 1998 года, определяет территориальное общественное самоуправление как "деятельность, основанную на добровольной самоорганизации членов местного сообщества по месту жительства на части территории муниципального образования (микрорайон, квартал в городе, несколько деревень) для самостоятельного осуществления собственных инициатив в вопросах местнoго значения". Закон определил круг вопросов, которые могут относиться к компетенции ТОСов:
     - защита прав и интересов членов сообщества в органах государственной власти и местного самоуправления;
     - организация акций милосердия и благотворительности;
     - общественный контроль за использованием муниципальной собственности, расположенной на территории ТОСа;
     - содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
     - общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей;
     - работа с детьми и подростками по месту жительства;
     - общественный контроль за содержанием жилого фонда;
     - внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам:
     а) выделения земельных участков под скверы, гаражи, стоянки автомобильного транспорта;
     б) создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, культуры;
     - общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением вопросов благоустройства;
     - содействие органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;
     - информирование членов территориального сообщества о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии членов сообщества.

     Завершая эту статью, хочу обратить внимание читателей на то, что, например, в Павловском Посаде существуют исторически сложившиеся территориальные сообщества: "Филимоново", "Ленская", "Павлово-Покровка (Париж)", "Семь ветров" и др. Жители этих сообществ, да и более мелких, могут создать органы территориального самоуправления и в отношениях с местной властью выступать не как единицы, голос которых, как известно, "тоньше писка" (В. Маяковский), а как консолидированная гражданская сила. Может быть после этого и депутаты местного Совета (после избрания) не станут отрываться от народа. О юридических механизмах создания ТОСов мы поговорим в следующий раз. Буду рад участвовать в конструктивном обсуждении затронутой темы и благодарю за внимание, телефон для связи: 2-18-65.

Николай ЛЫХИН


"Вернуться в оглавление"

Hosted by uCoz