Все-таки прав был Михаил Жванецкий, когда в одном из
своих монологов сказал: "Если бы не народ, у чиновников
не было бы никаких проблем". Этот афоризм буквально
ежедневно подтверждает наша жизнь.
Представители уважаемой фирмы BASF предлагают павловопосадцам,
обеспокоенным намечаемым строительством в городе лакокрасочного
завода, послать в Германию "грамотных людей", которые по
итогам такой поездки (за счет фирмы) составят "грамотный,
конструктивный отчет, который будет размножен, роздан и
далее контролируем". И это, по мнению фирмы, лучший
вариант, т.к. "не существует юридических процедур,
учитывающих общественное мнение (?!). И даже если будет
проведен референдум, а московская областная экспертиза
независимо от него даст положительное заключение, завод
будет построен" (Цитируется по материалам газеты
"Колокольня" № 12(97) 25.03.04).
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
А как же тогда с конституционным принципом народовластия?
Как быть с положениями статьи 3 Конституции РФ, в которой
говорится, что "единственным источником власти в Российской
Федерации является ее народ", а "высшим непосредственным
выражением власти народа являются референдум и свободные выборы".
Известно, что в Законе РФ "Об общих принципах организации
местного самоуправления" предусматриваются такие формы
непосредственной демократии, как местные референдумы и
общественные слушания.
Я не берусь судить о степени опасности лакокрасочного завода
фирмы BASF для экологии города, но взяться зa пepo меня
заставила проблема, которая в России грозит стать вечной.
Эту проблему можно назвать так: отсутствие обратной связи
между властью и обществом даже на уровне местного самоуправления.
Казалось бы, произошли грандиозные перемены. Народ обрел
демократические свободы: свободу слова, свободные выборы.
Но нет, чего-то главного не хватает. Граждане все-таки не
стали равными партнерами власти, даже местной власти. Почему?
Почему сохраняется зависимость от бюрократии, от чиновника?
Ответ очевиден. Гражданское общество в России продолжает
находиться в зачаточном состоянии. Да, есть независимые
от власти газеты, но они зачастую влачат жалкое существование,
зависят от подачек и прихоти спонсоров. Есть общественные
организации и политические партии, но они слабы и пока не
могут эффективно противостоять мощному классу бюрократии.
Осенью моим землякам, видимо, предстоит избрать органы местного
самоуправления (Главу и Совет депутатов). Как сделать так,
чтобы вновь избранные руководители земли павловопосадской не
оторвались от народа, не стали замкнутым бюрократическим кланом?
Способы сделать это есть. В Подмосковье существует опыт создания
структур гражданского общества на местах в виде
территориального общественного самоуправления (ТОС), т.е.
объединения граждан в рамках микрорайонов, улиц, домов.
Федеральное и областное законодательство дает право ТОСам быть
юридическими лицами, входить с законодательными инициативами в
органы местного самоуправления. ТОС может, например, взять на
себя функции заказчика при ремонте домов, а если ремонт или
благоустройство ведется плохо, ТОС может в следующем году
взять из городского бюджета выделенные на это деньги (что должно
быть прописано в Уставе города) и самостоятельно найти компанию,
которая сделает работу дешевле и лучше.
Вопрос о территориальном самоуправлении актуален еще и потому,
что качественный состав депутатского корпуса год от года ухудшается,
среди депутатов все больше директоров муниципальных предприятий и
все меньше представителей структур гражданского общества, журналистов,
например.
Об опыте организации территориального самоуправления более подробно мы
поговорим в следующий раз.
Николай ЛЫХИН