Колокольня №16/2004

     САМОУПРАВЛЕНИЕ ИЛИ САМОУПРАВСТВО?

     Все-таки прав был Михаил Жванецкий, когда в одном из своих монологов сказал: "Если бы не народ, у чиновников не было бы никаких проблем". Этот афоризм буквально ежедневно подтверждает наша жизнь.
     Представители уважаемой фирмы BASF предлагают павловопосадцам, обеспокоенным намечаемым строительством в городе лакокрасочного завода, послать в Германию "грамотных людей", которые по итогам такой поездки (за счет фирмы) составят "грамотный, конструктивный отчет, который будет размножен, роздан и далее контролируем". И это, по мнению фирмы, лучший вариант, т.к. "не существует юридических процедур, учитывающих общественное мнение (?!). И даже если будет проведен референдум, а московская областная экспертиза независимо от него даст положительное заключение, завод будет построен" (Цитируется по материалам газеты "Колокольня" № 12(97) 25.03.04).
     Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
     А как же тогда с конституционным принципом народовластия? Как быть с положениями статьи 3 Конституции РФ, в которой говорится, что "единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ", а "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы". Известно, что в Законе РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусматриваются такие формы непосредственной демократии, как местные референдумы и общественные слушания.
     Я не берусь судить о степени опасности лакокрасочного завода фирмы BASF для экологии города, но взяться зa пepo меня заставила проблема, которая в России грозит стать вечной. Эту проблему можно назвать так: отсутствие обратной связи между властью и обществом даже на уровне местного самоуправления. Казалось бы, произошли грандиозные перемены. Народ обрел демократические свободы: свободу слова, свободные выборы. Но нет, чего-то главного не хватает. Граждане все-таки не стали равными партнерами власти, даже местной власти. Почему? Почему сохраняется зависимость от бюрократии, от чиновника? Ответ очевиден. Гражданское общество в России продолжает находиться в зачаточном состоянии. Да, есть независимые от власти газеты, но они зачастую влачат жалкое существование, зависят от подачек и прихоти спонсоров. Есть общественные организации и политические партии, но они слабы и пока не могут эффективно противостоять мощному классу бюрократии.
     Осенью моим землякам, видимо, предстоит избрать органы местного самоуправления (Главу и Совет депутатов). Как сделать так, чтобы вновь избранные руководители земли павловопосадской не оторвались от народа, не стали замкнутым бюрократическим кланом? Способы сделать это есть. В Подмосковье существует опыт создания структур гражданского общества на местах в виде территориального общественного самоуправления (ТОС), т.е. объединения граждан в рамках микрорайонов, улиц, домов.
     Федеральное и областное законодательство дает право ТОСам быть юридическими лицами, входить с законодательными инициативами в органы местного самоуправления. ТОС может, например, взять на себя функции заказчика при ремонте домов, а если ремонт или благоустройство ведется плохо, ТОС может в следующем году взять из городского бюджета выделенные на это деньги (что должно быть прописано в Уставе города) и самостоятельно найти компанию, которая сделает работу дешевле и лучше.

     Вопрос о территориальном самоуправлении актуален еще и потому, что качественный состав депутатского корпуса год от года ухудшается, среди депутатов все больше директоров муниципальных предприятий и все меньше представителей структур гражданского общества, журналистов, например.
     Об опыте организации территориального самоуправления более подробно мы поговорим в следующий раз.

Николай ЛЫХИН


"Вернуться в оглавление"

Hosted by uCoz