Истоки №12/2005

     "Черный передел" полномочий

    26 февраля 2005 г. в региональной газете "Ежедневные новости. Подмосковье" был опубликован Закон Московской области №41-2005-ОЗ от 15.02.2005 г. "О статусе и границах Павлово-Посадского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", которым обозначены на территории Павлово-Посадского района новые муниципальные образования и утверждены их границы. Это городские поселения: Павловский Посад и Большие Дворы и сельские поселения: Аверкиевское, Кузнецовское, Рахмановское и Улитинское. Казалось, что в жизни павловопосадцев начинается новый этап развития местного самоуправления и население получит от властей полномасштабные разъяснения по реализации этого закона. Этого требует и Указ президента РФ №1370 от 15 октября 1999 г. "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации". Как требует гл. 3, п.1, пп. "В": "Власти обязаны направить усилия на:
    - создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, в т.ч.: формирование механизма контроля за эффективностью органов местного самоуправления со стороны населения;
    - формирование механизмов ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением;
    - организация системы разъяснения населению конституционных основ местного самоуправления и государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" ("Российская газета", 21 октября 1999 г).
    Но исполнительная власть Павлово-Посадского района пошла по другому пути, где главный лозунг: "Не пущать!"
    18 марта 2005 года Совет депутатов рассмотрел вопрос о принятии решения об образовании с законодательной инициативой в Московскую областную Думу "О внесении изменений в Закон Московской области №41-2005-03 от 15 февраля 2005 г. "О статусе и границах Павлово-Посадского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".
    Предмет рассматриваемого вопроса таков: вместо трех муниципальных образований, сельских поселений Аверкиевское, Рахмановское и Улитинское, администрация района предлагает образовать одно с названием, "Рахмановское" и с административным центром в дер. Евсеево. Хотя эта инициатива затрагивает интересы и чаяния более 15 тыс. жителей района, данная идея решалась "в тиши" кабинетов районной власти.
    Ничто не меняется под луной! Будь у власти хоть люди от "бороны", хоть с "холодной" головой!
    Несмотря на то, что по словам представителей Администрации, они действуют в рамках Устава Московской области и представляют "точные" математические расчеты затрат, на нужды новых муниципальных образований (словно данные расчетов космических запусков), но почему-то рассматривают и ссылаются только на те статьи и положения законов, которые "устраивают" представителей районной власти. А те нормы законов, которые предоставляют право населения на осуществление местного самоуправления, игнорируются или замалчиваются. Но давайте рассмотрим, что приобретают сегодня муниципальные образования в Аверкиеве, Рахманове и Улитине и что они потеряют, когда будут в одном "флаконе". Каждое муниципальное образование будет иметь право с 1 января 2006 г:
    1) выбирать свою местную власть самостоятельно, т.е. глава и Совет (10 депутатов) будут выбираться от 3-5 тыс. жителей, а не от 15 тыс.;
    2) иметь свой бюджет, пусть и маленький, но который будет расходоваться на местные нужды, а также право на установление и сбор местных налогов;
    3) иметь свою собственность (земля, жилой фонд, муниципальные предприятия, учреждения спорта и культуры и т.д.), вести самостоятельную градостроительную политику;
    4) принимать собственные Уставы муниципальных образований.
    Если произойдет объединение, то граждане практически лишатся действенного контроля за деятельностью объединенного органа власти. Тогда как Федеральный Закон "О общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 г. (№131-ФЗ) говорит, что власть, система органов местной власти должна быть приближена к населению, к каждому конкретному человеку.
    Почему районная власть боится увеличения чиновников на местах?
    По новому закону, у районной администрации сужается сфера своих властных полномочий: остаются, в первую очередь, образование, медицина, консолидированный бюджет и ряд второстепенных вопросов.
    Значит, с 1 января 2006 г. возникает необходимость реформирования, т.е. сокращения аппарата районной администрации. Только пришли к власти - опять собирай чемоданы!
    Поднимается вопрос о финансовой обеспеченности новых муниципальных образований. На наш взгляд, собираемость налогов (а это, в первую очередь, - земельный и на собственность) будет более эффективной, когда власть может дойти до каждого дома, до каждого налогоплательщика. Здесь следует не бояться увеличения штатов на местах - на копейках не сэкономишь! Гораздо важнее вести речь о другом - эффективности использования бюджетных средств. И здесь должны сказать свое слово депутаты - именно депутаты от народа! Ведь тогда депутат будет представлять нe 4-5 тысяч, а 150-300 знакомых друг другу жителей! Ведь одно из главных полномочий депутатов - это контроль за каждой копейкой местного бюджета и муниципальной собственности. Ведь это деньги и собственность не чиновников и не администрации! Это деньги и собственность муниципальных образований.
    И, кроме того, ст. 34 п.9 Закона №131-ФЗ говорит: "Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований". Так что хочешь иметь лишнего чиновника - найди ему зарплату.
    А в конце статьи хочется обратить внимание на то, что во всех законах, в т.ч. и в Уставе Московской области (ст. 68, п. 3) говорится, что изменение и утверждение границ муниципальных образований проходят с учетом мнения населения.
    Рассматривая вопросы преобразования, изменения границ муниципальных образований, наделения их соответствующим статусом, нельзя не отметить следующую проблему.
    Положения Федерального закона N 131-ФЗ (статьи 12, 13, 24) по сравнению с редакцией Федерального закона N 154-ФЗ содержат конкретные правовые гарантии учета мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования проводится голосование граждан по указанному вопросу. В голосовании участвуют граждане тех муниципальных образований и населенных пунктов, границы которых подлежат изменению.
    Как известно, Конституцией Российской Федерации установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2 статьи 131). В Федеральном законе N 154-ФЗ воспроизводится лишь конституционная формулировка. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны будут установить в законах субъектов Российской Федерации гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
    Конституционный Суд Российской Фёдерации в постановлении по делу о проверке конституционности положений Конституции Удмуртской Республики установил, что наиболее адекватной формой учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, является референдум. В Федеральном законе N 131-ФЗ введены подробные нормы, содержащие правовые гарантии учета мнения населения при изменении границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
    В связи с тем, что Конституция Российской Федерации устанавливает требование лишь о необходимости учета мнения населения при изменении территориальных границ муниципальных образований, а Конституционный Суд Российской Федерации лишь провел аналогию указанной процедуры с процедурой референдума, учитывая запрет проведения референдумов по вопросам аналогичного содержания, в новой редакции Федерального закона сделаны соответствующие отсылки к процедуре проведения референдума с закреплением механизма получения согласия населения по поводу изменения границ муниципальных образований.
    Taк может, районной власти хватит экспериментировать с населением района, а заняться решением конкретных, ежедневно и ежечасно возникающих вопросов жизни простого народа?

В.ВАСИЛЬЕВ


"Вернуться в оглавление"

Hosted by uCoz