Истоки №12/2005
"Черный передел" полномочий
26 февраля 2005 г. в региональной газете "Ежедневные новости. Подмосковье"
был опубликован Закон Московской области №41-2005-ОЗ от 15.02.2005 г. "О
статусе и границах Павлово-Посадского муниципального района и вновь
образованных в его составе муниципальных образований", которым обозначены
на территории Павлово-Посадского района новые муниципальные образования и
утверждены их границы. Это городские поселения: Павловский Посад и Большие
Дворы и сельские поселения: Аверкиевское, Кузнецовское, Рахмановское и
Улитинское. Казалось, что в жизни павловопосадцев начинается новый этап
развития местного самоуправления и население получит от властей полномасштабные
разъяснения по реализации этого закона. Этого требует и Указ президента
РФ №1370 от 15 октября 1999 г. "Об утверждении основных положений
государственной политики в области развития местного самоуправления в
Российской Федерации". Как требует гл. 3, п.1, пп. "В": "Власти обязаны
направить усилия на:
- создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления
с населением, в т.ч.: формирование механизма контроля за эффективностью
органов местного самоуправления со стороны населения;
- формирование механизмов ответственности органов местного самоуправления
и их должностных лиц перед населением;
- организация системы разъяснения населению конституционных основ местного
самоуправления и государственной политики в области развития местного
самоуправления в Российской Федерации" ("Российская газета", 21 октября
1999 г).
Но исполнительная власть Павлово-Посадского района пошла по другому пути,
где главный лозунг: "Не пущать!"
18 марта 2005 года Совет депутатов рассмотрел вопрос о принятии решения об
образовании с законодательной инициативой в Московскую областную Думу
"О внесении изменений в Закон Московской области №41-2005-03 от 15 февраля
2005 г. "О статусе и границах Павлово-Посадского муниципального района и
вновь образованных в его составе муниципальных образований".
Предмет рассматриваемого вопроса таков: вместо трех муниципальных
образований, сельских поселений Аверкиевское, Рахмановское и Улитинское,
администрация района предлагает образовать одно с названием, "Рахмановское"
и с административным центром в дер. Евсеево. Хотя эта инициатива
затрагивает интересы и чаяния более 15 тыс. жителей района, данная идея
решалась "в тиши" кабинетов районной власти.
Ничто не меняется под луной! Будь у власти хоть люди от "бороны", хоть с
"холодной" головой!
Несмотря на то, что по словам представителей Администрации, они действуют
в рамках Устава Московской области и представляют "точные" математические
расчеты затрат, на нужды новых муниципальных образований (словно данные
расчетов космических запусков), но почему-то рассматривают и ссылаются
только на те статьи и положения законов, которые "устраивают"
представителей районной власти. А те нормы законов, которые предоставляют
право населения на осуществление местного самоуправления, игнорируются
или замалчиваются. Но давайте рассмотрим, что приобретают сегодня
муниципальные образования в Аверкиеве, Рахманове и Улитине и что они
потеряют, когда будут в одном "флаконе". Каждое муниципальное образование
будет иметь право с 1 января 2006 г:
1) выбирать свою местную власть самостоятельно, т.е. глава и Совет (10 депутатов)
будут выбираться от 3-5 тыс. жителей, а не от 15 тыс.;
2) иметь свой бюджет, пусть и маленький, но который будет расходоваться на местные
нужды, а также право на установление и сбор местных налогов;
3) иметь свою собственность (земля, жилой фонд, муниципальные предприятия,
учреждения спорта и культуры и т.д.), вести самостоятельную градостроительную
политику;
4) принимать собственные Уставы муниципальных образований.
Если произойдет объединение, то граждане практически
лишатся действенного
контроля за деятельностью объединенного органа власти. Тогда как Федеральный
Закон "О общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября
2003 г. (№131-ФЗ) говорит, что власть, система органов местной власти
должна быть приближена к населению, к каждому конкретному человеку.
Почему районная власть боится увеличения чиновников на местах?
По новому закону, у районной администрации сужается сфера своих властных
полномочий: остаются, в первую очередь, образование, медицина, консолидированный
бюджет и ряд второстепенных вопросов.
Значит, с 1 января 2006 г. возникает необходимость реформирования, т.е.
сокращения аппарата районной администрации. Только пришли к власти - опять
собирай чемоданы!
Поднимается вопрос о финансовой обеспеченности новых муниципальных образований.
На наш взгляд, собираемость налогов (а это, в первую очередь, - земельный и
на собственность) будет более эффективной, когда власть может дойти до
каждого дома, до каждого налогоплательщика. Здесь следует не бояться
увеличения штатов на местах - на копейках не сэкономишь! Гораздо важнее
вести речь о другом - эффективности использования бюджетных средств.
И здесь должны сказать свое слово депутаты - именно депутаты от народа!
Ведь тогда депутат будет представлять нe 4-5 тысяч, а 150-300 знакомых
друг другу жителей! Ведь одно из главных полномочий депутатов - это
контроль за каждой копейкой местного бюджета и муниципальной собственности.
Ведь это деньги и собственность не чиновников и не администрации!
Это деньги и собственность муниципальных образований.
И, кроме того, ст. 34 п.9 Закона №131-ФЗ говорит:
"Финансирование расходов на
содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно
за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований".
Так что хочешь иметь лишнего чиновника - найди ему зарплату.
А в конце статьи хочется обратить внимание на то, что во всех законах,
в т.ч. и в Уставе Московской области (ст. 68, п. 3) говорится, что изменение
и утверждение границ муниципальных образований проходят с учетом мнения
населения.
Рассматривая вопросы преобразования, изменения границ муниципальных
образований, наделения их соответствующим статусом, нельзя не отметить
следующую проблему.
Положения Федерального закона N 131-ФЗ (статьи 12, 13, 24) по сравнению
с редакцией Федерального закона N 154-ФЗ содержат конкретные правовые
гарантии учета мнения населения по вопросу изменения границ территорий,
в которых осуществляется местное самоуправление.
В целях получения согласия
населения при изменении границ муниципального образования проводится
голосование граждан по указанному вопросу.
В голосовании участвуют граждане
тех муниципальных образований и населенных пунктов, границы которых
подлежат изменению.
Как известно, Конституцией Российской Федерации установлено, что изменение
границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление,
допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть
2 статьи 131). В Федеральном законе N 154-ФЗ воспроизводится лишь
конституционная формулировка. Законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации должны будут
установить в законах субъектов Российской Федерации гарантии учета мнения
населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление.
Конституционный Суд Российской Фёдерации в постановлении по делу о проверке
конституционности положений Конституции Удмуртской Республики установил,
что наиболее адекватной формой учета мнения населения при изменении границ
территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, является
референдум. В Федеральном законе N 131-ФЗ введены подробные нормы, содержащие
правовые гарантии учета мнения населения при изменении границ муниципального
образования, преобразования муниципального образования.
В связи с тем, что Конституция Российской Федерации устанавливает
требование лишь о необходимости учета мнения населения при изменении
территориальных границ муниципальных образований, а Конституционный
Суд Российской Федерации лишь провел аналогию указанной процедуры с
процедурой референдума, учитывая запрет проведения референдумов по
вопросам аналогичного содержания, в новой редакции Федерального закона
сделаны соответствующие отсылки к процедуре проведения референдума с
закреплением механизма получения согласия населения по поводу изменения
границ муниципальных образований.
Taк может, районной власти хватит экспериментировать с населением района,
а заняться решением конкретных, ежедневно и ежечасно возникающих вопросов
жизни простого народа?
В.ВАСИЛЬЕВ