ППИ №14/2005
Местное самоуправление: проблемы и решения
В последнее время в Павлово-Посадском районе активно обсуждался вопрос
о возможном объединении сельских округов. И хотя оно не состоялось,
страсти не утихают. Подливают масло в огонь и статьи в некоторых СМИ
с весьма претенциозными заголовками и весьма сомнительным содержанием.
Прояснить ситуацию мы попросили первого заместителя главы администрации
Н.Р. Вахрамеева:
- На основании ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" Московская областная Дума приняла законы по
каждому из муниципальных районов и городских округов области по
определению их статуса, границ и о поселениях, входящих в составы
муниципальных районов.
В составе Павлово-Посадского муниципального района были определены
6 поселений: 2 городских и 4 сельских. На момент подготовки проекта
данного закона в июле-ноябре 2004 года документов о формировании
бюджетов поселений не было, исходили только из исторически сложившихся
территорий: город Павловский Посад, пос. Б. Дворы, Аверкиевский,
Рахмановский, Кузнецовский, Улитинский сельские округа. При этом
Кузнецовский сельский округ имеет численность населения меньшую,
чем требуется по закону, 3 тысячи. Но руководство района, Совет
депутатов, учитывая компактность сельского округа, его отдаленность
от центра, в виде исключения предложили образовать на его
территории отдельное муниципальное образование - сельское поселение
Кузнецовское. Казалось, можно было бы объединить его с пос. Большие
Дворы или даже присоединить к городской черте (д. Гаврино - граница
с городом), но было учтено, что земля в черте города и поселка
облагается повышенной ставкой налога, выращивать селянам что-либо
на такой дорогой земле - значит работать себе в убыток. Учли
также существующие у сельских жителей льготы по оплате за энергоносители,
льготы по проезду медицинских работников, работников культуры и
образования и т.д.
Сейчас появились документы, разъясняющие, как будут формироваться бюджеты
поселений. Налог на имущество, земельный налог, подоходный и ряд других
должны зачисляться в его бюджет.
Анализ социально-экономического развития района, анализ бюджетов поселений,
которые станут самостоятельными в 2006 г., показал, что развитие территории -
неравномерное. Собственные доходы поселений и расходы в огромном минусе.
Большой пакет документов по разъяснению вероятной ситуации подготовлен
экономистами. Поселения с развалившимися совхозами и остановившимися
или небольшими по производству предприятиями обречены ходить к
вышестоящему начальству с протянутой рукой. Для помощи отстающим
предписано создать стабилизационные фонды, но будет ли в них достаточно
средств и захотят ли фонды бескорыстно делиться - еще неизвестно. По
подсчетам областных структур, больше половины вновь образованных муниципальных
образований окажутся нищими.
И вот сейчас в свете имеющихся экономических расчетов о доходных и расходных
частях бюджетов поселений, принимая во внимание мнение руководителей области по
укрупнению территорий - объединению поселений для улучшения качества жизни и
появления возможности развития территорий, представительный орган муниципального
района согласно ст. 42 Устава Московской области имеет право обратиться с
законодательной инициативой по внесению изменений в Закон Московской области
"О статусе и границах Павлово-Посадского муниципального района и вновь
образованных в его составе муниципальных образованиях".
Предложение заключалось в объединении трех сельских поселений: Аверкиевского,
Рахмановского и Улитинского в единое сельское поселение. Вопрос для района
важный.
Администрация района не предлагала название единого поселения и определение
центра. И название объединенного округа "Рахмановское", и центр объединенного
поселения - Евсеево предложены на заседаниях постоянных депутатских комиссий,
которые несколько раз собирались накануне планового мартовского заседания
Совета депутатов. Исполнительная власть не обладает правом законодательной
инициативы в Московской областной Думе.
До обсуждения вопроса на Совете депутатов председатель Совета депутатов М.Н.
Калинин провел совещание с главами администраций сельских округов, показал
экономические расчеты и обоснования по объединению, ответил на многочисленные
вопросы. Затем главы администраций сельских округов были приглашены на
заседания постоянной депутатской комиссии по вопросам организации работы
Совета депутатов, местного и территориального общественного самоуправления,
где участвовали в обсуждении названия объединенного округа (было несколько
вариантов) и в определении центра (также поступали разные предложения).
Теперь по поводу предстоящих выборов. Если в каждом из определенных на
данный момент сельских поселений законом субъекта устанавливается численность
представительного органа 10 человек, то выбирать одного депутата будут
500 избирателей.
При объединении поселений численность населения будет составлять 12,5 тыс.
человек, представительный орган соответственно будет состоять из 15 депутатов
и выбирать одного депутата будут около 800 человек.
Маленькое поселение будет иметь настолько маленький бюджет, что расходовать
его кроме как на содержание аппарата возможности не будет. Некоторые СМИ
пытаются ввести в заблуждение людей сообщениями о том, что у районной власти,
у районного Совета депутатов предусматривается сужение сферы властных
полномочий.
Наоборот, появляется еще одна проблемная задача - поддерживать и дотировать,
вытягивать и помогать продержаться по минимуму слабым поселениям. По
поводу использования бюджетных средств в поселениях и ведения, например,
самостоятельной градостроительной политики хочу сказать, что в сельских
поселениях земли-то муниципальной остались клочки! Вот если их объединить,
то интерес для инвесторов может появиться!
Что касается референдума по учету мнения населения при изменении границ
поселений напомню, что закон о статусе и границах муниципальных образований
на территории муниципального района вступает в силу с 1 января 2006 года и
сейчас в состав территории района входят город, поселок городского типа и
сельские округа с местными администрациями, которые являются подразделениями
районной администрации.
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ
1. Правом законодательной инициативы в Московской областной Думе обладает
представительный орган района, администрация не может выходить с предложением
о внесении изменений в закон субъекта.
2. Обсуждение вопроса об объединении трех сельских поселений в единое поселение
проводилось широко и гласно:
- совещание с главами администраций сельских округов провел председатель
Совета депутатов М.Н. Калинин;
- главы сельских округов принимали участие в двух заседаниях постоянных
депутатских комиссий по подготовке данного вопроса;
- проведена встреча с населением на территории Рахмановского сельского
округа;
- большое совещание со старостами сельских населенных пунктов по вопросу
объединения проведено в администрации района. Вел совещание председатель
Совета депутатов М.Н. Калинин, присутствовали глава района, зам. главы
администрации, депутаты Совета депутатов.
3. На выборах сельских депутатов без объединения одного депутата будут
выбирать 500 человек, а при объединении одного депутата будут выбирать 750
чел.
4. По новому закону сфера властных полномочий районной администрации не
сужается, наоборот, появляется дополнительная ответственность за те решения,
которые будут принимать власти вновь образованных поселений. Ведь район не
откажется от людей, от решения проблем и задач населения, проживающего что
в городском, что в сельском поселении района.
5. По проектам в МОД предусматривалось создание 420 муниципальных образований.
В связи с укрупнениями поселений эта цифра уже уменьшилась до 376 муниципальных
образований в Московской области.