Истоки №15/2005
Грядет преобразование местной власти района
6 октября 2003 года принята новая редакция Федерального Закона "06
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
федерации". Согласно Закону, грядет преобразование организации
местного самоуправления в Московской области. Цель преобразования
существующей организации местного самоуправления - усиление контроля
над местной властью как со стороны представительных органов (депутатов),
так и со стороны населения.
На настоящий момент сформировано 376 муниципальных образований. Из
них: 36 - муниципальные районы, 36 - городские округа, 114 городских и
190 сельских поселений в границах муниципальных районов.
В соответствии с новой редакцией Закона, муниципальное образование -
"район" должно преобразоваться в двухуровневую систему местного самоуправления,
которая и обеспечивает резкий рост депутатского корпуса и приближение
деятельности депутата к населению. Первый уровень муниципальных образований -
это городские и сельские поселения с полными полномочиями вершить местное
самоуправление на своей территории. Второй уровень - муниципальный район,
имеющий собственные полномочия в решении вопросов местного значения.
Полномочия поселений и муниципального района не повторяются, и все муниципальные
образования: и поселения, и муниципальные районы, не подчиняются одно
другому. Городские, сельские поселения и муниципальный район в собственных
полномочиях самостоятельны. Они имеют свою структуру органов местного
самоуправления, собственные местные бюджеты, собственные доходные источники
согласно Налоговому и Бюджетному кодексам Российской Федерации, собственное
муниципальное имущество и др.
В каждом поселении и муниципальном районе в структуре органов местного
самоуправления в обязательном порядке должны быть
главы муниципальных
образований, представительные органы, состоящие из депутатов, избираемых
населением, исполнительно-распорядительные органы - местная администрация.
Главы муниципальных образований избираются либо населением, либо
представительным органом. Глава может быть либо председателем представительного
органа, либо главой местной администрации.
Роль представительного органа резко возрастает. Согласно новому Закону,
он наделён контрольной функцией над местной администрацией. Контрольная
функция включает в себя контроль исполнения местного бюджета, соблюдения
установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета,
отчета о его исполнении, а также контроль соблюдения установленного порядка
управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной
собственности. Практически все порядки и правила, по которым должна
работать местная администрация, муниципальные унитарные предприятия,
бюджетные учреждения, развитие территории и др., определяются и
утверждаются депутатами представительного органа муниципального
образования.
Теперь депутаты представительного органа уже не вправе объяснять своим
избирателям, что не обладают достаточными полномочиями, чтобы установить
справедливость по решению вопросов местного значения.
Численность местной администрации и финансовое обеспечение всех органов
местного самоуправления также устанавливается представительным органом.
Будет ли увеличено количество чиновников при переходе на новую организацию
местного самоуправления или нет, решать также депутатам - народным
представителям.
Что же произошло и должно произойти в районе до 1 января 2006 года?
К настоящему времени, Законами МО в каждом районе установлены территории
муниципальных образований - городских и сельских поселений. Городские и
сельские поселения имеют свои территории в утверждённых границах.
Муниципальный район имеет только границы, в которых расположены
территории поселений. Такое положение обеспечивает закрепление
только
за поселением полномочий, таких, как организация благоустройства
и озеленения территории, планирование застройки территории, территориальное
зонирование земель, установление правил землепользования и застройки
территории, изъятие земельных участков в границах поселения для
муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного
контроля использования земель. Вопросы территориального развития
не в компетенции муниципального района. За муниципальным районом
сохранены, в основном, такие вопросы, как содержание и строительство
дорог между населёнными пунктами, муниципальная милиция,
экологический контроль, предоставление общедоступного и бесплатного
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования, медицинское обслуживание. Полный перечень вопросов
местного значения поселения установлен статьей 14 ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
В Павлово-Посадском муниципальном районе законом Московской области №
41-2005-03 от 15.02.05 "О статусе и границах Павлово-Посадского муниципального
района и вновь образованных в его составе муниципальных образований"
сформированы территории следующих поселений: городские поселения: Павловский
Посад - численность населения 65900 чел, Большие Дворы - численность
населения - 4980 чел. Сельские поселения: Аверкиевское - число населенных
пунктов - 20, численность населения - 3506 чел., Кузнецовское - 11 нас.
пунктов, числ. насепения - 2456 чел., Рахмановское - 11 нас. пунктов, -
числ. населения - 3994 чел., Улитинское - 16 нас. пунктов, - 4997 чел.
В соответствии с переходным положением новой редакции Закона основным
годом в преобразовании организации местного самоуправления во всех регионах
России является 2005 год. 2 октября 2005 года должны быть проведены выборы
глав поселений и депутатов вновь образуемых муниципальных образований.
Численность депутатов в представительных органах, в зависимости от
численности населения, срок полномочий депутатов и глав поселений
установлены Законом Московской области от 30.03.2005 г. (см. газету
"ИСТОКИ" от 07.04.05 г.)
Представительный орган муниципального образования может осуществлять
свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной
численности депутатов.
После избрания представительному органу и главе поселения предстоит
принятие следующих решений:
1. Представительный орган голосованием устанавливает, кем должен быть
глава поселения: председателем представительного органа или главой
местной администрации.
2. Если представительный орган утверждает главу поселения председателем
представительного органа, то депутатам следует по конкурсу выбрать
кандидата на пост главы местной администрации, который будет работать
на контрактной основе.
3. Представительный орган по представлению главы местной администрации
утверждает структуру местной администрации и другие нормативные правовые
акты, обеспечивающие жизнедеятельность органов местного самоуправления
поселения.
4. Вновь сформированным органам местного самоуправления поселения предстоит
подготовить проект первого местного бюджета.
5. Представительный орган до 1 января 2006 года должен принять первый
местный бюджет.
Что произойдёт с существующими органами местного самоуправления
Павлово-Посадского района?
C 1 января 2006 года органы местного самоуправления вновь образованных
муниципальных образований - поселений, начнут свою работу в полном
объёме, а органы местного самоуправления муниципального образования -
район: администрации сельских округов, администрации посёлков и др.,
прекращают свои полномочия, работники этих администраций выводятся
за штат.
Образование - "Павлово-Посадский район" будет преобразовано в
муниципальное образование - "Павлово-Посадский муниципальный район".
Как ранее было отмечено, муниципальный район является объединительным
муниципальным образованием, не имеющим полномочий по управлению и развитию
территории. Полномочия управления и развития территории являются
полномочиями поселения. Полномочия муниципального района установлены
статьей 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ".
Ныне действующее муниципальное образование - "Павлово-Посадский район"
при преобразовании в "Павлово-Посадский муниципальный район", согласно
Закону, должно провести следующие мероприятия:
1. До 1 июля 2005 года действующим представительным органом должен быть
принят новый устав Павлово-Посадского муниципального района и другие
нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Деятельность
всех органов до 1 января 2006 года будет проходить в соответствии со
старым уставом (за исключением выборов главы района и депутатов
представительного органа).
2. С 1 января 2006 года все органы местного самоуправления района
должны действовать в соответствии, принятому новому уставу, в том
числе:
а) приступает к работе контрольный орган представительного органа,
если он будет предусмотрен новым уставом;
б) приступает к работе новая штатная структура районной администрации,
заранее разработанная согласно новому перечню полномочий главой
администрации и утверждённая представительным органом. Работники ныне
действующей районной администрации выводятся за штат.
Поскольку полномочия муниципального района сокращены за счёт передачи
части полномочий поселениям, то аппарат существующей районной администрации
должен быть значительно меньше действующего на настоящее время.
Вот такие перемены грядут в местном самоуправлении нашего района.
Если у кого-то возникли вопросы, если кто-то хочет получить более
подробную информацию по некоторым моментам затронутой темы, присылайте
свои вопросы в редакцию. Мы с удовольствием ответим на них.
В. КУЛАКОВ, директор Московского областного общественного фонда "Институт самоуправления"
А. НОВИЧКОВ, руководитель Московского областного отделения
Межрегионального общественного движения "Российское объединение
избирателей"