Колокольня, №36/2005
Мэров выбрали. Что дальше?
К чему приведет реформа местного самоуправления сейчас, похоже, не
знает никто. Избиратели, не понимая зачем нужен мэр города, когда есть
глава района, просто не пошли на выборы 4-го сентября и они едва не
сорвались из-за низкой явки. Мэр города все же был избран, но вопросов
меньше не стало.
О том, как будут "уживаться два медведя в одной берлоге", о взаимодействии
двух властей, районной и городской, мы спросили у одного из наиболее
информированных людей, Первого заместителя Главы района Николая ВАХРАМЕЕВА.
- Против реализации закона о местном самоуправлении (ФЗ 131) выступают
ряд парламентариев как на областном так и на федеральном уровне. Почему?
- Реформа нужна, с этим никто не спорит. Ho в 131-м законе все еще много
подводных камней. Не будем забывать, что появление на свет закона - это
следствие международных обязательств России по обеспечению правовых стандартов
местной демократии. В 1998 году наша страна присоединилась к Европейской
хартии местного самоуправления и таким образом эти обязательства подтверждает.
На самом деле к реализации закона не готовы ни регионы, ни правительство. Уже
сейчас ясно, что реформа не достигнет своей цели, самостоятельными и
самодостаточными муниципалитеты стать не смогут.
В каждом поселке своя власть,
а что она сможет без денег? Ведь вопрос о
формировании экономических основ самоуправления не решен. Ни один из
перечисленных в законе видов муниципального имущества не может быть
источником доходов. Муниципалитеты становятся по сути иждивенцами субъектов
Федерации, так как вместо налогов получают дотации из вышестоящих бюджетов. И
какой стимул развивать экономику города, его научно-промышленный потенциал?! Не
секрет и то, что многие субъекты в Федерации не в состоянии развивать экономику
своих муниципальных образований. Здесь имеет смысл подумать о целевых
государственных инвестициях. Это могут быть гарантии государства, лизинговые
схемы или прямое финансирование. Сложными остаются вопросы развития инженерной
и социальной инфраструктуры. Большая часть этих полномочий передана на
местный уровень, однако финансовыми средствами их исполнение не подкреплено.
Муниципальная реформа по мнению ее сторонников должна уложиться в два года, причем
без поддержки федерального бюджета. В Испании, например, подобная реформа заняла
около 15-ти лет, и в ней участвовали средства национального бюджета. А ведь
Испания это не Россия! Некачественные реформы только усугубляют ситуацию в
стране.
- Однако, у муниципалитетов остается довольно много имущества - та же коммуналка
к примеру...?
- В большинстве поселений, тем более только что образованных, собственность либо
не сформирована, либо должна быть разграничена по-новому в связи с изменениями
перечня вопросов местного значения. На это времени у нас просто не остается.
Но даже если мы решим имущественные проблемы, финансовые все равно останутся. Новый
жилищный кодекс вообще исключает муниципальные предприятия из сферы жилищных
отношений. Управлять жилфондом должны профессиональные компании и товарищества
жильцов.
Реформа заставит местных руководителей искать новые формы пополнения бюджетов. Каждый
должен знать за что отвечает. Тогда желания будут совпадать с возможностями.
Беда еще в том, что не хватает подготовленных муниципальных кадров, готовых работать
в новых условиях. Ведь архиважно, чтобы к управлению пришли люди квалифицированные. Для
этого нужно надо обучать районное муниципальное звено.
Например, теперь бюджетную сферу придется осуществлять на уровне деревни
Бразуново. Кто там это будет делать? Насколько умело? Надо учить людей. Кадровый
голод в районе не должен ощущаться...
- Некоторые аналитики утверждают, что причина проблем самоуправления в нежелании
власти передавать на местный уровень собственность и направлять туда серьезные
финансовые потоки...
- Скорее всего это важно. Но истинная причина намного глубже. "Власть придержащим"
абсолютно неинтересно самоуправление граждан, которые, как они полагают, не имеют
никакого отношения к системе управления страной. Включение людей в решение
проблем - суть демократии. Разберем ситуацию на примере. Взять образование. Это
функция госвласти. А содержание школ - задача муниципальная. Власть согласна
передать гражданам проблемы ремонта школ, а вот к решению вопросов "Чему учить?"
и "Как учить?" никого допускать не собирается.
- Получается, что именно так нынешняя власть прививает демократию на местном
уровне?
- Реформирование местного самоуправления стало последней инициативой
ПУТИНА
в конце его первого президентского срока, когда демократические процедуры уже
всерьез ограничивались. А теперь внизу прививается все, что сворачивается
наверху. Но парадокса тут нет - просто власть не понимает, что происходит
внизу.
- Но ведь проводился эксперимент в ряде регионов. Каков результат?
- Реформа закладывает конфликт между звеньями муниципальной власти - Главой
района и Главами поселений, который усугубляется тем, что 70% районов -
дотационные. В результате реформы резко возрастут затраты на жилищно-коммунальные
услуги у жителей деревень, так как всю нагрузку по их оплате сельским
поселениям придется нести самостоятельно. Передача районам земель, прилегающих
к городам приведет к тому, что, став самостоятельными, муниципальные
образования не смогут обеспечить себя необходимыми финансовыми средствами.
Опыт внедрения 131-го закона в экспериментальных районах Новосибирской
области и Ставропольского края показывает, что финансовых ресурсов для
реализации полномочий местной власти и части госполномочий недостаточно.
Местные парламентарии предлагают увеличить на 10% отчисления в бюджеты местных
уровней по налогам на доходы физических лиц плюс передать на местный уровень
доли налогов на имущество организаций, на прибыль, на малый бизнес... В сфере
земельно-имущественных отношений важнейшими остаются вопросы разграничения
собственности на землю.
- Так реформа самоуправления необходима или нет?
- Реформы, хотим мы этого или нет, идти будут, а наша с вами повседневная жизнь
зависит от того, насколько на разных уровнях все звенья власти сработают четко
и оперативно. Ибо если где-то будет сбой, то мы с вами просто-напросто не
сможем реализовать свои законные права. Даже элементарный вопрос, например,
взять справку в ЖКО, будет проблематичен.
Но в любом случае с местным самоуправлением надо что-то делать, преобразовывать
в действующую систему. Этот процесс хоть и сулит нам множество болезненных
потрясений, все-таки оставляет надежду на лучшее.