ППИ №24/2005

   "И дым Отечества…"

     ... Его не стало в ночь на 17 мая. Но когда на следующий день я зашел с ним попрощаться, прах еще дымился в нескольких местах. Как будто отходили в инобытие остатки его души. Тонкие синие струйки, поднимаясь над черным пепелищем, плавно и витиевато изгибались и вырисовывали, выписывали в прокопченном воздухе загадочные знаки и письмена. Это было похоже на прощальное письмо-завещание тем, кто способен его прочитать...
     Стоящая у пепелища обугленная черно-белая береза, по возрасту годившаяся мне в матери, а кому-то и в бабушки, обреченно молчала. Она, давным-давно родившаяся и выросшая здесь, создавая неповторимую поэзию пейзажа, теперь потеряла смысл своего существования и покорно приготовилась к концу...
     Из-под груды углей торчал чудом уцелевший угол резного наличника. До нынешней ночи это было окно в XIX век.
     А мимо черных дымящихся руин пролетали красивые машины и проходили люди. Некоторые из них, к моему удивлению, не обращали на пепелище внимания. Вот, ловко перешагивая через выкатившиеся на асфальт головешки, проспешила мимо молодая "джинсовая" семейка: папа, мама и сынок. Мажорные - как с телерекламки соков или чипсов. Действительно: новые времена - новые племена...
     Но вот - совершенно иная реакция. Тихо и скромно у пепелища появилась представительница интеллигенции старшего поколения - известная в городе поэтесса и журналист Любовь Михайловна Желток-Епифанова. Чем дольше смотрела она на дымящиеся угли, тем больше голубые глаза ее наполнялись печалью и скорбная тень опускалась на ее светлое, доброе лицо... Возможно, в этот момент в душе Любови Михайловны глубокие грустные чувства переливались в такие же грустные строчки... Сделав пару прощальных фотоснимков, она исчезла так же тихо и скромно, как и появилась.
     Я же долго не мог покинуть это место. Не оставляло ощущение, что я потерял близкого друга. Да так, в сущности, оно и было. Мы, уроженцы посада, всю жизнь проходившие по нашей центральной улице, привыкли к этой вековой деревянной "крепости", которая придавала нашему бытию подсознательное ощущение истории, устойчивости, надежности и подлинности. С гибелью этого дома-ориентира порвалась еще одна невосполнимая нить в том, что мы называем связью времен. Печально, что потеря эта не первая и не последняя.
     Известно, что по народному календарю ночь на 17 мая испокон слывет соловьиною, поскольку именно с нее в нашей полосе открываются соловьиные концерты. Но в эту ночь в Павловском Посаде соловьи молчали. Вместо них пели пожарные сирены.

     Теперь несколько краеведческих слов в память о погибшем.
     Всегда выделялся среди прочих старинных построек на нашей центральной Кировской (ранее Советской, а еще раньше Царской) улице редкий образец деревянной гражданской архитектуры конца ХIX века, который простоял на перекрестке с улицей Свердлова (ранее Сергиевской) 120 лет! Этот великолепный, двухэтажный бревенчатый особняк (№ 45) - бывшее городское имение Василия Ивановича Чернышева, почетного гражданина Павловского Посада, управляющего фабриками знаменитого "фарфорового короля" в Дулеве М.С.Кузнецова.
     Образованный, умный и деятельный Чернышев был в посаде одним из самых уважаемых граждан. Кстати, это он обеспечил доставку изразцовой дулевской плитки для облицовки мемориальной часовни в память 100-летия подвига вохонских ополченцев в Отечественной войне 1812 года. Часовня, как известно, была в 1932 году разрушена, но образцы подобной кузнецовской плитки еще сохранились в облицовке первого этажа здания нынешнего ГАИ в Филимонове и на одном из погибающих домов на Павловской улице.
     Поместье Чернышевых было настолько функционально удобно и прочно, что в нем на протяжении всей советской эпохи размещались различные властные, административные и общественные организации, не говоря уже о пребывании здесь треста столовых и прочих поздних добровольных обществ, и контор. Здесь в первые годы советской власти развивал свою деятельность Павловский райсовпроф, здесь была редакция знаменитой популярной местной газеты "Ударник", а затем "Ленинской искры". Дом этот должен бы быть сплошь облицован мемориальными досками.
     Не секрет, что в этом здании в свое время (с 1887 г.) много лет действовала домовая церковь Чернышева (отсюда крестообразная форма второго этажа), которая потом, в 1908 году, была переведена в новый Свято-Дмитровский древлеправославный храм на Рождественской (ныне Урицкого) улице. Эта крепчайшая храмовая постройка была с трудом разрушена и снесена в год 1000-летия крещения Руси (1988).
     Таким образом, многократно освященное здание Чернышевых благополучно прослужило весь XX век, принося горожанам немалую пользу. Историческая достопримечательность посада дважды поджигалась только в 2004 году, от чего сильно пострадала.
     Не раз приходилось видеть, как проходящие мимо изуродованного красавца-дома старожилы охают, ахают и возмущаются. Некоторые замечают, что силы высшей справедливости защищают дом и не дают сгореть ему полностью. Значит, над этим освящённым местом, как и положено, есть свой ангел-хранитель.
     В ночь с 16 на 17 мая дотла сгорел этот самый старинный, обаятельный и любимый всеми деревянный двухэтажный дом - один из символов посада. Памятник истории и культуры безвозвратно потерян и останется теперь только на наших фотографиях и в воспоминаниях.
     Глава района пообещал, что на месте сгоревшего памятника истории и культуры будет разбит газон, чтобы не давать пищу для досужих домыслов обывателей, что посредством пожаров освобождаются площадки под строительство. Идея с газоном, конечно, не самая плохая, но для пущей верности и восстановления справедливости на том месте неплохо бы поставить исторический памятник городского значения. Место для него самое подходящее и с точки зрения планировки очень удачное. Исторический монумент мог бы украсить центральную улицу города, которая катастрофически утрачивает свое лицо и самобытность, как, впрочем, и весь посад. О сюжете будущего памятника можно подумать вместе и объявить конкурс.
     Это могут быть и Иван Калита, и Дмитрий Донской, и Сергий Радонежский, и другие ключевые фигуры, которые имели прямое отношение к истории Вохонской земли. Пусть создание этого монумента станет актом и символом нашего гражданского единения.

Виктор СИТНОВ, краевед,
член Союза журналистов России


"Вернуться в оглавление"
Hosted by uCoz